Компания КузбассИнвестСтрой

Фундаментально
Надежно
Профессионально

Тел.: (3842) 36-61-20 +7 (961) 727-02-20 E-mail:

Зона опережающего развития Томской агломерации

Агломерация – наиболее разумная форма организации территории, которая подразумевает наиболее эффективное совместное использование территориальных и иных ресурсов. Территориальное планирование, координация деятельности в области градостроительства и развития инфраструктуры является основным вопросом, ради которого муниципалитеты объединяются в агломерационные сообщества. Основная цель территориального планирования агломерации – наиболее разумное и комфортное обустройство ее территории, создание разнообразной, привлекательной, живой, рациональной и сбалансированной среды, в которой люди хотели бы жить, работать и отдыхать.

Для Сибири и Дальнего Востока метод пространственного развития городов, объединяющий ресурсы соседствующих муниципальных образований при активной роли администрации субъектов Российской Федерации, является магистральным направлением развития.

Впервые о необходимости превращения города Томска с его окружением (Северск и Томский район) в единую агломерацию было заявлено еще в 2002 году тогдашним региональным руководством.К этому вопросу неоднократно возвращались, была образована рабочая группа по разработке соглашения между Томском, ЗАТО Северск и Томским районом. В 2007 г. в Минрегионе РФ был разработан концептуальный проект создания 14 городских агломераций населением св. 1 млн. чел. каждая, в их число был включён и г. Томск.

23 октября 2013 года, глава Томской области Сергей Жвачкин провел первое заседание совета по реализации соглашения между администрацией Томской области и госкорпорацией «Росатом» по развитию агломерации «Томск – Северск – Томский район», дав старт одному из самых перспективных городских объединений СФО.

Утверждение концепции агломерации планируется в апреле 2015 года, однако уже сегодня необходимо учитывать предстоящее объединение в инфраструктурных, транспортных, градостроительных планах.

При территориальном планировании Томской агломерации одним из основных вопросов, очевидно, станет определение ее основных направлений развития – в сфере размещения промышленности и жилищного строительства. Здесь можно пока определенно говорить о двух сложившихся направлениях – Северном и Южном.

Северное направление характеризуется высокой плотностью промышленных объектов и наличием инженерных сетей, но с точки зрения экологии и транспортной доступности весьма проигрывает Южному, если рассматривать его как основной и единственный вектор развития агломерации.

Южное направление было отмечено в генеральном плане Томска как наиболее перспективное с точки зрения освоения территорий под жилое строительство. В пользу этого здесь играют факторы, которых недостает Северному направлению – транспорт и экология. Радиусы возможных техногенных воздействий крупных промышленных предприятий полностью покрываю район Светлый (Север), в то время как на Юге отсутствуют предприятия, способные негативно воздействовать на окружающую среду. Транспортная схема развития Томска исторически развивалась с юга, что при реализации перспективной транспортной схемы (Большое и Малое кольцо, автомагистраль «ТВЗ-Аэропорт», объездная железная дорога, дорога Томск-Тайга) позволит Южному направлению открыть «ворота» Агломерации.

Таким образом, можно говорить о том, что при территориальном планировании развития Томской агломерации Северное направление предпочтительно для развития и размещения тяжелой и энергоемкой промышленности – здесь для этого сложились все условия.

Южное же направление целесообразно определить для жилой застройки, рекреационных и туристических зон, размещения логистических транспортных узлов, а также производств, не предполагающих вредных воздействий на окружающую среду.

Зоной опережающего развития агломерации в Южном направлении вполне может (и должна) стать инвестиционная площадка ООО «КузбассИнвестСтрой» в поселке Зональная Станция Томского района